25 февраля в возрасте 61 года умер разработчик Кадзухиса Хасимото. Он занимался созданием игр для аркадных автоматов, а затем и для домашних консолей. Хасимото вошел в историю благодаря своей необычной пасхалки, кода KONAMI - комбинация кнопок, которая срабатывала во многих играх компаний и начисляла всякие бонусы.
Код Хасимото приобрел культовый статус. Его можно активировать в сторонних приложениях, сайтах или видео играх, от королевской битвы Fortnite и многопользовательского шутера Overwatch до веб-страниц .
В дань уважения разработчику в сегодняшней статье мы расскажем о том, как в видео игровой индустрии появились чит-коды.
Для чего придумали чит коды?
Сколько в среднем необходимо времени, для того чтобы пройти игру 10 часов? 20? Задам другой вопрос, какое время занимает разработка игры, сотни часов? Несколько тысяч?
Это очень субъективный вопрос! Перед нами абстрактная игра, мы не знаем размер команды, визуальную составляющую, жанр, вообще ничего. Предположим, что мы закончили ее разработку и занимаемся тестированием, тогда последний вопрос: сколько понадобится времени, чтобы дотошно выявить в игре абсолютно все ошибки, баги и недостатки?
Очевидный ответ - много!
Разработчики придумывают нового босса и помещают его в середину всех запланированных уровней, но это ведь будет нелепо если для его тестирования придется потратить несколько часов реального времени, чтобы до него добраться.
Что такое читы?
Разработчики знают, как дойти до первого босса из Bloodborne, однако весь этот путь состоит из опаснейших врагов, которые смогут убить несчастного сотрудника за долю секунды. Чтобы упростить ситуацию при тестировании, программисты придумали читы.
Чит-код (англ. cheat code — «код для обмана») — последовательность букв, цифр или нажатий клавиш, которая используется в компьютерных играх для добавления чего-либо полезного, но при этом не документирована.
Благодаря им, мы буквально обманываем игру с помощью кодов можно убить босса с одного удара, вооружиться всевозможными видами пушек или добавить в карман 250000 долларов, восстановить здоровье и броню.
Мнения Мия Консальва о читах и ее книга
Разработчики придумали чит-коды чтобы облегчить себе рутинную работу. Они используют их в качестве внутри игрового инструмента. Люди по-разному относятся к этим хитрым штуковинам, а профессор Мия Консальва написала целую книгу, посвященную чит-кодам, в которой разделила игроков на 3 категории.
По ее мнению:
Первая группа геймеров считает, что любая помощь, будь это текстовое прохождение или гайды, недопустимо! Какой бы сложной ни было условное Sekiro: Shadows Die Twice. Разработчики задумывали свои проекты, чтобы каждый пользователь исследовал окружающий мир самостоятельно, без какой-либо поддержки со стороны. Иначе теряется непредсказуемость игрового процесса.
Вторая группа геймеров не против прочтения гайдов. Они осведомлены о том, как нанести смертельный удар противнику. Это не очень честно, но механику игры они не меняли.
Последние не видят ничего плохого в использовании чит кодов, с их помощью пользователь может лучше изучить аспекты той или иной игры если она не онлайн игра.
Читы на первых PC
В эпоху ранних компьютеров, вроде того же Commodore 64(компьютер с 64 КБ оперативной памяти), геймеры перед запуском приложения могли вставить команду поук, чтобы получить доступ к содержимому отдельных ячеек памяти. Она позволяла изменять значение игры, то есть энтузиасты буквально взламывали её.
Поиск нужной ячейки, во многом основывался на случайности и удачи. Фанатам приходилось выбивать условную команду поук - 04511984 и она могла модифицировать геймплей как в худшую, так и в лучшую сторону. Правда, в большинстве случаев, это ни на что не влияло и компьютер просто зависал наглухо. Подобные манипуляции приводили к сбою в системе. Программы, рано или поздно, могли перестать загружаться, как и сам PC.
Благо, те времена давно прошли и больше не нужно копаться в различных файлах, а играть стало намного проще. Вам даже мощный компьютер не нужен. Да что там компьютер, хватит обычного телефона.
Первый чит код в игровой индустрии
В 80-х годах люди рылись в непонятных ячейках памяти, однако далеко не каждый захочет заниматься подобным. Обычный игрок желает записать комбинацию цифр на листочек и ввести чит, чтобы наконец закончить сложную игру.
Самый первый из кодов появился в платформере Manic Miner, созданный гейм-дизайнером Мэтью Смитом, выпущенной для 8-битных компьютеров ZX Spectrum в 1983 году. Игра состояла из 20 пещер, а весь геймплей заключался в том, что шахтер Вилли должен отыскать на карте несколько предметов, пока у него не закончится запас кислорода. Задача с каждым уровнем становится все труднее, ведь в пещерах появляются устрашающий враги, вроде ядовитых растений или пауков. Еще шахтер может погибнуть, если упадет со слишком большой высоты. Неплохая фича для платформера 1983 года.
Игра понравилась как журналистам, так и обычным геймерам. Ее портировали на многие системы. Энтузиасты стали тщательно изучать, как она устроено изнутри. Оказалось, что Мэтью добавил в Manic Miner странную последовательность цифр 6031769. Если ввести этот код, то в игре запустится режим отладки, с помощью которого можно телепортироваться на любой из 20 уровней.
Почему именно эти цифры? Гейм-дизайнер всего лишь взял номер своего водительского удостоверения использовал его при разработке первого известного чит кода в истории индустрии.
Чит кот Хасимото (KONAMI)
2вверх + 2вниз + влево + вправо + влево + вправо +нажатие кнопками + старт! Что это за нелепая комбинация, как это зачем? Ведь это код KONAMI. Один из самых популярных читов во всем мире, придуманный Кадзухиса Хасимото. Разработчик занимался портированием горизонтального скролл шутер Gradius, с аркадных автоматов на домашнюю консоль NES и столкнулся с ужасной проблемой.
Неприятели постоянно уничтожали его космический корабль, он посчитал, что игра получилась слишком сложной и решил добавить секретную комбинацию, при вводе который, он мог бы получить полное вооружение в самом начале.
Тестирование Gradius подошло к концу. Игра, как это принято сейчас называть, ушла нас вот и у нее оказался один минус. Разработчики забыли удалить из нее код Хасимото. В интернете можно отыскать разные теории на этот счет. Некоторые люди считают что Кадзухиса намеренно решил не убирать его, в качестве необычной пасхалки.
Однако, факт остается фактом.
Комбинация получила культовый статус, сотрудники из KONAMI начали добавлять и его во многие проекты. Наиболее популярным оказался американская версия шутера CONTRA. Комбинация, придуманная Хасимото, добавляет геймерам 30 дополнительных жизней в CONTRA, открывает максимальный уровень сложности в BioShock Infinite и на короткое время показывает местоположение босса Crying Wolf из гениальной Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots.
Даже если ввести код в ранней версии визуальные новеллы Бесконечное Лето, то сможете увидеть самые откровенные сцены с главными героинями игры. Спустя некоторое время, разработчикам пришлось их вырезать, но в интернете есть специальный эротический патч.
Game Genie от Codemasters для первых консолей
С популярностью читов, многие компании хотели получить с несчастных игроков деньги. Наиболее успешные из них оказалась Codemasters, у них даже название говорящее. В начале 90-х годов, компания придумала серию чит устройств – Game Genie, изменяющих данные игры. Пользователи могли добавлять бесконечное количество патронов, неуязвимость, была возможность даже просматривать неиспользованный контент и вырезанные функции.
Codemasters разработали продукты для всех популярных домашних систем: Game Boy, Sega Mega Drive и, конечно же, Dandy.
Game Genie – что это такое?
Game Genie представляет из себя некое устройство, которое подключается в разрыв между консолью и картриджем. Когда вы включаете приставку, то на экране телевизора загружается специальное меню и в нем пользователю необходимо ввести уникальный шифр. Game Genie модифицировала программный код самой видеоигры, еще до ее загрузки. При этом, содержимое пзу картриджа, то есть постоянно запоминающее устройство, оставалось неизмененным.
Codemasters не придумала ничего нового. Чит продукция работала по тому же принципу, что и команды поук на старых компьютерах, однако пользоваться Codemasters было куда удобнее и проще, чем по кусочкам изучать игру, на том же же Commodore 64. К тому же, компания поставляла с устройством небольшой буклет, в котором содержался набор известных кодов к наиболее популярным проектам.
Законно ли это? Ну скорее всего не совсем. Если разработчики сами добавляют чит коды в качестве пасхалки и оставляют их для журналистов и обычных игроков, то Game Genie нарушает авторские права.
Борьба Nintendo с читами от Codemasters(Game Genie)
Nintendo подала иск против устройства, утверждая, что она якобы создает производные произведения. И сначала суд даже поддержал правообладателей, а продажи чит продукции на территории США были приостановлены, но только на один год, потому что со временем суд определил, что Game Genie никаких прав не нарушает.
С производителя сняли запрет, более того, суд даже обязал Nintendo выплатить 15 миллионов долларов компании в качестве компенсаций от упущенной выгоды, от запрета продаж и судебных издержек. Японская корпорация пыталась бороться с Game Genie и дальше устанавливала специальные механизмы в системы, чтобы исключить загрузку модифицированного образа игры, но разработчики находили новые лазейки и все было без толку.
Появление журналов с чит-кодами и советами
Однако, соседней корпорация Sega, напротив, поддержала продукты, даже официально сертифицировал его для Mega Drive. Тем не менее, далеко не каждый геймер хотел проводить шаманские обряды над картриджами. Информацию о чит-кодах люди получали в видео игровых журналах, ведь интернета в 90-х годах практически ни у кого не было. Одно из подобных изданий «Nintendo Power», самый первый выпуск появился в далеком 1988 году. Как не сложно догадаться журнал был посвящен видеоиграм от Nintendo и что самое забавное печатала его сама японская компания, а точнее ее американское отделение.
На страницах издания публиковались различные советы, прохождения, подсказки, рецензии, новости о будущих видео играх. Журналы с каждым днем становились все популярнее и среди них появлялись даже те, в которых содержалась информации исключительно о читах, например Tips and Tricks. Еще многие геймеры покупали целые фолианты посвященных чит-кодам. Они издавались и на территории России.
Было, поистине, замечательное время, игровая индустрия не стояла на месте и разработчики оставляли все больше пасхалок. Одна из моих любимых, взрыв Лары Крофт при вводе неправильного чит-кода в Tomb Raider 2, или возможность спровоцировать на себя всех окружающих жителей GTA 3. С появлением интернета, в каждом доме информация о чит кодах стала публиковаться на тематических форумах и люди начали создавать специальные сайты.
В России и странах СНГ, наиболее популярным оказался портал CheMax, который работает и по сей день. Со временем администраторы сайта даже разработали одноименную базу данных с читами, советами и секретными паролями в виде отдельного клиента.
Трейнеры: что это и как они появились?
Помимо чит-кодов популярности обрели и трейнеры - программы предназначены для изменения игровых параметров, которые работают с оперативной памятью компьютера, то есть с 80-х годов практически ничего не изменилось, разве что вам не приходится подбирать специальные полк команды.
Наиболее известной программой оказалась – «Артмани(Artmoney)», причем ее релиз состоялся в далеком 1996 году и разработал её выпускник факультета информатики «Самарского Аэрокосмического Университета» - Артём Михайлов. Принцип утилиты построен на методе грубой силы, то есть «брутфорс». Пользователь указывает необходимое значение и Artmoney перебором ищет нужные ячейки памяти и отсеивает ненужные.
Читы для онлайн игр и как они работают
Артмани прекрасно модифицировала параметры одиночных компьютерных игр, а люди их проходили нечестным образом и были счастливы, до того дня пока не появились отдельные читы, с помощью которых геймеры начали жульничать в командных сетевых шутерах и MMORPG.
Разумеется, разработчики сами не добавляют читы в мультиплеер. За них это делают энтузиасты, чаще всего это отдельные программы или приложения. Обычно они вносят изменения в работающей внутри-игровой клиент, однако бывает и так что изменения вносятся прямо в файлы на жестком диске.
Разновидность читов-боты
Наиболее известные читы – боты. Нет ничего плохого в том, чтобы сражаться с искусственным интеллектом в сетевых шутерах, вроде Counter-Strike. Это очень неплохая тренировка перед встречей с реальными игроками.
Другое дело, боты в MMORPG, они сами управляют персонажем, автоматизируя рутинные действия. Нередко, я наблюдал забавную картину в начале локации, передо мной набирал уровень персонаж, который сражается с одинаковыми врагами, получая внутригровой опыт. Казалось бы, обычный гринд, однако этот герой убивает их целыми сутками, не отключаясь от сервера.
Программисты прописывают специальные скрипты для управления персонажами, чтобы заработать на этом денег. Герои получают редкие предметы, снаряжения, а затем игрок продает все это барахло за реальные деньги.
Справедливости ради, большинство из подобных читов платные. Далеко не каждый захочет, чтобы его аккаунт заблокировали, поэтому программисты создают качественные читы. Конечно, можно найти бесплатные, но скорее всего в них встроены вирусы или майнеры, так что с нечестных пользователей можно будет получить копеечку в карман.
Торговые боты для MMORPG
Бывают и торговые боты, накопленное снаряжение нужно где-нибудь сбыть. Во многих MMORPG существуют торговые лавки, в которых реальные игроки продают редкие предметы. Причем многие разработчики вовсе не против подобных ботов. Они не нарушают баланс и не нагружает серверы. По сути, читы для MMORPG хоть и являются нечестными, большинство из вас их не замечают, либо вам до них попросту нет дела. Ну ходит персонаж по кругу и убивает монстров, конечно если вы выполняете квест по уничтожению тех же врагов что и он, то придется подождать их возрождение.
Но в целом, Вас никто не убивает и вы можете спокойно насладиться гриндом.
Читы в сетевых шутерах
Другое дело читы в сетевых шутерах, например aimbot, который автоматически целится во всех неприятелей. Вы бегаете по de dust2, закладывайте бомбу, программа видит противника и целится ему прямо в голову и все что остается сделать нажать на левую кнопку мыши, чтобы убить его с одного выстрела. В настройках aimbot можно указать не только голову, но и туловище.
В целом, чтобы не сильно палиться, но сути это не меняет. Чит все делает за вас. Вам остается только бегать и стрелять, но и от последнего можно отказаться, если активировать еще и автошот. Работает он по тому же принципу, чаще всего эти две программы совмещены в одной.
Еще один чит называется ESP, с его помощью вы узнаете всю необходимую информацию о противниках, включая их расположение. Неважно, находится ли ваш враг за стеной или где-то ещё, чит получает информацию через внутриигровые интерфейсы классов клиента и выводит ее поверх изображения.
Для желающих просматривать врагов сквозь стены есть программа с лаконичным названием wall hack. Многие игроки Counter-Strike наслышаны о ней.
Как разработчики борются с читам?
Никто не хочет сражаться с читерами, ведь они знают ваше местоположение, могут постоянно ставить хэдшоты или препятствовать как-то еще. Из-за чего, дальнейшее желание играть сходит на нет. Поэтому разработчики ежедневно настраивают античиты – серверные, клиентские и гибридные. Они стараются защитить вас от нечестных пользователей и блокируют жуликов, как можно скорее для вашего комфорта. За что им хочется сказать огромное спасибо.